Как РФ помогла ультраправым добиться успеха в Швеции
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос




Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


 
 

Как РФ помогла ультраправым добиться успеха в Швеции

19-08-2019, 01:08 | Политика
Как РФ помогла ультраправым добиться успеха в Швеции

Россия помогла ультраправой партии «Шведские демократы» добиться рекордного успеха на парламентских выборах в 2018 году, подогревая антимигрантские настроения и раскручивая связанные с националистами сайты и группы в соцсетях. А телеканал НТВ, предположительно, пытался подбить молодых шведских иммигрантов устроить показную драку перед камерами в охваченном беспорядком пригороде Стокгольма. Об этом говорится в расследовании, которое опубликовала газета The New York Times.

Партию «Шведских демократов» основали в 1988 году несколько местных «нацистских идеологов», отмечает газета. Некоторые из них даже носили униформу гитлеровских времен. Успеху на выборах в толерантной Швеции этот имидж не способствовал — партия оставалась маргинальной.

Однако в 2000-х годах «демократы» начали меняться: партия избавилась от откровенных неонацистов, объявила о политике нетерпимости к расизму и призвала своих членов прилично одеваться. Проблема иммиграции осталась в центре ее политической платформы, но расизм стал менее откровенным. Лидеры «Шведских демократов» говорят о том, что неассимилированные мигранты разрушают культурную самобытность нации и социальное благополучие шведского государства.

В 2010 году «Шведские демократы» набрали 5,7% голосов на выборах — и впервые вошли в состав парламента Швеции. А в 2018 году партия получила почти 18% голосов избирателей, заняв третье место.

На этих выборах Социал-демократическая рабочая партия Швеции набрала 28%, получив худший результат за 100 лет. Сформированная ей правящая коалиция, в которую не пригласили националистов из «демократической» партии, отличается чрезвычайной шаткостью.

«Это дорого обошлось: некоторые видные правоцентристские политики сейчас выражают готовность работать со „Шведскими демократами“, предвосхищая новый политический курс», — отмечает NYT.

Россия не устраивала хакерские атаки, чтобы повлиять на шведские выборы, — она выбрала другую тактику

Перед выборами 2018 года шведская контрразведка готовилась к иностранному вмешательству. Россия — после атаки на американские президентские выборы 2016 года — рассматривалась как основная угроза. «Цель России — ослабить западные страны путем поляризации [политических] дебатов, — сказал газете начальник контрразведки Службы безопасности Швеции Даниэль Стенлинг. — За последние пять лет мы стали свидетелями все более агрессивной разведывательной работы против нашей нации». Однако хакерских атак или попыток получить доступ к внутренним документам выборной кампании — как это случилось в США — в Швеции не было, признали в шведской контрразведке. Не было и явных попыток склонить избирателей к шведским националистам.

По словам сотрудников шведских служб безопасности, вместо прямого воздействия на выборы иностранное влияние приняло другую, более тонкую форму: помощь стремительному развитию «ультраправой цифровой экосистемы» Швеции. Многие годы главной проблемой националистов была нехватка контакта с аудиторией: ведущие СМИ отказались от их рекламы, партии было трудно даже нанять почтовую службу для рассылки своих листовок и газет.

В итоге «демократы» построили сеть закрытых страниц в фейсбуке, охват аудитории которых «в конечном итоге превысил бы охват любой другой партии», подсчитала газета. Этой сети требовался интересный контент. Его начал поставлять целый ряд новых сайтов, популярность которых стремительно росла. «Шведские демократы» помогли создать два таких сайта: Samhällsnytt («Общественные новости») и Nyheter Idag («Новости сегодня»). К 2018 году они вошли в топ-10 самых популярных в соцсетях сайтов страны — вместе с еще одним сайтом под названием Fria Tider («Свободное время»).

NYT приводит свежие заголовки этих изданий: «Иммиграция стоит за недостатком питьевой воды в Северном Стокгольме», «Несовершеннолетний беженец изнасиловал дочь в принимающей его семье: он думал, что это законно», «Человеку, совершившему калечащие операции на женских половых органах своих детей, предоставили убежище в Швеции».

Некоторые шведские ультраправые сами признают «небольшой сговор» с Москвой

Рука России в судьбе этих изданий «скрыта от глаз, но отпечатков много», утверждает NYT. Например, один из авторов Samhällsnytt, который ранее работал на «Шведских демократов», недавно был лишен парламентской пресс-аккредитации после того, как служба безопасности установила, что он контактировал с российской разведкой.

На шести шведских правых сайтах размещала рекламу немецкая сеть интернет-магазинов автозапчастей, зарегистрированных под названием Autodoc GmbH. Как выяснила NYT, эта компания также рекламировала себя на антисемитских и других экстремистских сайтах в Германии, Венгрии, Австрии и других странах Европы. А принадлежит она четырем бизнесменам из России и Украины, три из которых взяли фамилии, «звучащие по-немецки» (сами имена предпринимателей газета не называет).

Самым дружественным Кремлю газета называет сайт Fria Tider. Он часто обменивается материалами с российским пропагандистским агентством «Спутник». Через записи о владельцах доменов этот ресурс связан с сетью Granskning Sverige, известной как шведская «фабрика троллей» — за преследование в Сети известных шведских журналистов, особенно тех, которые пишут о России отрицательно.

Среди постоянных авторов сайта — редактор немецкой ультраправой газеты Zuerst! Мануэль Окзенрайтер. Он регулярно выступает на российском канале Russia Тoday и до недавнего времени работал на члена бундестага Маркуса Фронмайера из крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Опубликованные европейскими СМИ документы — которые сам Фронмайер назвал поддельными — «наводят на мысль, что Москва содействовала его избирательной кампании, чтобы получить абсолютно контролируемого депутата», утверждает NYT.

Самого Окзенрайтера, в свою очередь, называли на суде в Польше в качестве подозреваемого в финансировании теракта 2018 года против венгерского культурного центра на Украине с применением огнестрельного оружия. «Согласно показаниям польского экстремиста, обвиняемого в его совершении, этот заговор был задуман с целью возложить ответственность на украинских националистов и разжечь этническую напряженность в интересах России», — пишет NYT. Окзенрайтеру не были предъявлены обвинения в Польше, но прокуроры в Берлине заявили, что начали предварительное следствие. Сам журналист отрицал свою причастность к случившемуся.

Чанг Фрик, основатель сайта Nyheter Idag и бывший «шведский демократ», с готовностью признает, что сотрудничал с подразделением RТ, пишет NYT, не уточняя деталей сотрудничества. Он отрицает, что координирует свою работу с Москвой, но соглашается, что «между Россией и некоторыми шведскими правыми СМИ существует небольшой сговор».

Российские сайты и правые американские интернет-порталы вместе раскручивали истории о проблемах с мигрантами в Швеции

Проанализировав около 12 миллионов гиперссылок на шведские националистические сайты, NYT обнаружила, что повышению их рейтинга в поисковиках способствуют популярные американские правые интернет-порталы. Среди них — аналитический центр под названием Институт Гастедстоуна, сайт которого регулярно высказывает опасения по поводу мусульман в США и Европе. Его председателем до прошлого года был Джон Болтон, ныне советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности.

К другим ресурсам, связанным ссылками с четырьмя правыми шведскими сайтами, принадлежит Stormfront, один из старейших и крупнейших американских сайтов, отстаивающий идею превосходства белой расы, а также сайт правого толка Voice of Europe, «дружественный Кремлю», пишет NYT. Также в их числе русскоязычный шведский блог Sweden4Rus.nu и немецкий сайт FreieWelt.net, который поддерживает партию «Альтернатива для Германии». Российские государственные издания, такие как RT и Sputnik, тоже собирают и распространяют шведские истории, связанные с иммиграцией. Эта глобальная сеть помогает шведским националистам увеличить читательскую аудиторию в стране.

Бьорн Палмерц, специалист по дезинформации в Университете обороны Швеции, сказал газете, что эта «информационная прачечная» привела к появлению глобальных вирусных сюжетов вроде истории о шведском городке, власти которого позволили местной мечети делать призывы к молитве, а церкви не разрешили звонить в колокола (позже эту историю опровергли).

Сотрудников НТВ подозревают в том, что они пытались за деньги организовать драку иммигрантов в пригороде Стокгольма

Российские СМИ, в свою очередь, пытались воспользоваться беспорядками и столкновениями с полицией, которые разгорелись в пригороде Стокгольма Ринкебю в феврале 2017 года. Подавляющее большинство населения этого района составляют иммигранты или их дети. В беспорядках участвовали несколько десятков человек, которые били витрины и поджигали автомобили.

Как РФ помогла ультраправым добиться успеха в Швеции


В те дни шведский исследователь общественного телевидения Гулид Мохамед разговаривал с группой журналистов из России и Украины. «Они сменили тему разговора на то, что мультикультурализм не работает, — вспоминает он. — А потом быстро связали это со столкновениями».

Охранник магазина в Ринкебю этнический сириец Хани Аль-Салех пересказал NYT слова троих его знакомых молодых иммигрантов, которых российские журналисты якобы пытались подкупить за 400 крон (около 43 долларов США) каждому: «Ребята, хотите сделать что-нибудь перед камерой?» Позднее они нашли в интернете логотип российского канала НТВ, представители которого сделали предложение. На самом российском канале, с которым позже связались местные журналисты, опровергли, что подобное когда-либо происходило.

Однако жители Ринкебю Эльвир Казинич и Мустафа Затара тоже сказали NYT, что через пару дней после столкновения видели группу молодых людей, которая обсуждала российских журналистов — и взятку в 400 крон за постановочную драку. После того как беспорядки в Ринкебю утихли, российские СМИ продолжали звонить в местную полицию, прося разрешения на поездки вместе с патрульными. В сентябре 2018 года, сразу после выборов, на которых ультраправые получили свои 18% голосов, звонки резко прекратились.

Последние годы Россию постоянно подозревают в помощи европейским крайне правым

В мае 2019 года в Австрии были назначены досрочные выборы. Их спровоцировала публикация скандальной видеозаписи, на которой будущий вице-канцлер Хайнц Кристиан Штрахе из Партии свободы обещал неизвестной русскоговорящей женщине помощь в обмен на финансирование его партии. После этого Штрахе ушел в отставку, а правящая коалиция в стране развалилась.

Месяцем ранее было опубликовано журналистское расследование, авторы которого утверждают, что в 2017 году Россия финансировала кампанию одного из будущих депутатов немецкого бундестага от АдГ. В 2014 году французский «Национальный фронт» во главе с ультраправым политиком Марин Ле Пен получил кредит в девять миллионов евро в Первом Чешско-Российском банке.

А в июле 2019 года соратника итальянского вице-премьера Маттео Сальвини, одного из лидеров правой партии «Лига», обвинили в том, что он договорился с Россией о помощи в миллионы долларов на выборы в Европейский парламент.

Петр Лохов, meduza.io




Другие новости по теме:
Вице-канцлер Австрии ушел в отставку из-за сговора с россиянкой Вице-канцлер Австрии ушел в отставку из-за сговора с россиянкой
В Финляндии ультраправые едва не выиграли выборы В Финляндии ультраправые едва не выиграли выборы
Российский НТВ пытался подкупить шведских подростков для постановочного сюж ... Российский НТВ пытался подкупить шведских подростков для постановочного сюж ...
 
| |
 
 



Новости






Free counters!