Триумфатор «Оскара» » Медиавектор. Независимое информационное издание
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос

Loading...



Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


 
 

Триумфатор «Оскара»

8-03-2010, 21:51 | Культура
Триумфатор «Оскара»В Лос-Анджелесе завершилась оскаровская церемония. Ее триумфатором стал все же «Повелитель бури», а не более ожидаемый «Аватар». Картина получила шесть золотых статуэток из возможных девяти, в том числе как «лучший фильм» и за «лучшую режиссуру». Таким образом, Кэтрин Бигилоу обставила своего экс-супруга Джеймса Кэмерона по полной программе, оставив «Аватару» лишь трех желанных «человечков». Судя по всему, оскаровское жюри своим выбором попыталось доказать, что деньги в Голливуде не главное, и полмиллиарда бюджета – еще не стопроцентный залог успеха.

В Лос-Анджелесе завершилась оскаровская церемония. Ее триумфатором стал все же «Повелитель бури», а не более ожидаемый «Аватар». Картина получила шесть золотых статуэток из возможных девяти, в том числе как «лучший фильм» и за «лучшую режиссуру». Таким образом, Кэтрин Бигилоу обставила своего экс-супруга Джеймса Кэмерона по полной программе, оставив «Аватару» лишь трех желанных «человечков». Судя по всему, оскаровское жюри своим выбором попыталось доказать, что деньги в Голливуде не главное, и полмиллиарда бюджета – еще не стопроцентный залог успеха.

Кэтрин Бигилоу стала первой женщиной-режиссером, получившей «Оскар» за всю историю Американской киноакадемии. При этом она известна зрителю как создатель стопроцентно «мужского» кино. Первый ее фильм, получивший популярность, был выпущен в 1991 году – это был спортивный боевик «На гребне волны» с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи. Затем, в 1995-м, свет увидели «Странные дни» с Рэйфом Файнсом. В 2002 году в прокат вышла историческая драма-боевик «К-19», основанная на реальных событиях.

Как видим, Бигилоу специализируется не на «сопливых» мелодрамах, романтических комедиях или любовных драмах, что куда больше бы соответствовало ее половому статусу. Она снимает кино для мужчин, и что удивляет еще больше – оно ей удается. «Повелитель бури» - «мужской» фильм до мозга костей, и не только из-за выбранной тематики, но и из-за того, как именно подана в нем тема войны.

Война в Ираке – тема болезненная для американцев, и это, безусловно, тоже одна из причин того, почему фильм стал оскаровским триумфатором. Но как она показана? Бигилоу преподносит события такими, какими они есть, без приукрашивания, без принятия чьей-либо стороны в этом конфликте, без излишнего патриотизма, столь свойственного военным лентам. Ее герои испытывают страх, панику, а не кидаются самоотверженно «под танк», а тот, кто не боится и нарочно каждый раз подвергается опасности, даже тогда, когда этого можно избежать, делает это не из чувства долга перед отечеством, а для получения своей дозы адреналина. И в такой войне нет нарочитого пафоса, чрезмерной трагичности и жалостливости, есть только ее голая сущность.

Стилистически в фильме вообще нет войны как таковой. Нет масштабных военных действий, кровавых баталий и каких-либо экшн-сцен, за исключением нескольких красочных взрывов. Картинка статична и несколько однообразна. «Повелители бури» Кэтрин Бигилоу - это члены американского отряда по разминированию бомб, обычные саперы, направленные в один из иракских городов, представляющий собой настоящее минное поле. От первого и до последнего кадра мы видим на экране кропотливую работу людей, выполняющих каждое новое задание с мыслью, что оно может стать последним. Но подрывнику Джеймсу (Джереми Реннер) это нравится, его заводит хождение по лезвию бритвы, жизнь на грани доставляет ему удовольствие, наслаждение и даже упоение, он не воюет, он играет в войну, раз за разом испытывая судьбу на «выигрыш в лотерею».

Забавно, что Бигилоу, пригласив в свой фильм таких звезд, как Рэйф Файнс и Гай Пирс, не только доверила им эпизодические роли, но и убила их персонажей спустя буквально пару минут после их появления в кадре. Оригинальный, неожиданный, но финансово не рациональный ход, учитывая какие гонорары им пришлось заплатить за эти несколько минут. Истинной же звездой своего творения режиссер сделала малоизвестного актера Джереми Реннера, быть может, запомнившегося особо внимательному зрителю по фильмам «Северная сторона», «28 недель спустя» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Но Бигилоу не прогадала. Реннер сыграл настолько реалистично, что с большей вероятностью можно поверить в то, что он солдат, приглашенный в документальный фильм, чем в то, что он актер, играющий сапера. Не зря одна из девяти номинаций, в которых был представлен «Повелитель бури» на «Оскаре», - «лучшая мужская роль», хоть награда Джереми Реннеру и не досталась.

Реалистичен в фильме не только Джереми Реннер. При просмотре зритель на сто процентов ощущает обстановку реальных съемок на местности, никаких декораций и сплошной компьютерной графики (ни в упрек «Аватару» будет сказано), все будто происходит в реальном месте и времени, отчего создается впечатление репортажной хроники. В этом, конечно, львиная доля заслуг принадлежит оператору Бэрри Экройду, который большую часть сцен снимал ручной камерой, провоцируя эффект дрожащей картинки, и улавливал наименьшие детали, вроде мухи, садящейся на сухие губы солдата, наводящего прицел (странно, что как раз в номинации за «лучшую операторскую работу» «Оскар» достался «Аватару»). Также в объектив камеры постоянно крупным планом попадают грубые солдатские руки, грязные ногти, капающий с лица от напряжения и изнуряющей жары пот, детали, тонко подчеркивающие реалистичность героев.

Особое внимание привлекает звуковое сопровождение фильма. Это, например, отсутствие нагнетающей музыки в кульминационные моменты. Когда зритель подвергается наибольшему эмоциональному напряжению, в кадре стоит полнейшая тишина, возникает лишь еле уловимое ощущение дрожащего и плавящегося воздуха. Здесь в стилистическом плане есть некая схожесть с «Сирианой», и этот ход явно можно назвать удачным («Повелитель бури» получил «Оскары» за «звуковые эффекты» и «звуковой монтаж»).

В отличие от многих фильмов о войне, в «Повелителе бури» нет шокирующих сцен: оторванных конечностей, выпущенных наружу внутренних органов, размаженных мозгов. Единственный ужасающий момент – труп ребенка, нафаршированный взрывчаткой, но и этот эпизод показан без особого «смакования».

И еще одно неоспоримое достоинство картины Бигилоу – яркий финал. Хорошая концовка – это, как правило, уже половина успеха, а в данном случае она поставлена блестяще. Очень четко, лаконично и как нельзя убедительно финал подтверждает эпиграф к фильму: «Упоение сражением часто превращается в сильную и неизлечимую зависимость, потому что война – это наркотик» (Крис Хедж).

Итого, «Повелитель бури» - хорошее, качественное кино, безусловно, заслуживающее на награды столь высокого ранга, как «Оскар», но лучше ли оно «Аватара» и можно ли было вообще сравнивать и сталкивать лбами эти два фильма – очень спорный вопрос…

Смотрите все! Цените лучшее!






Другие новости по теме:
Фильм «Нулевые» Вадима Вострова. Коронации Путина посвящается Фильм «Нулевые» Вадима Вострова. Коронации Путина посвящается
Кинопремия Ника: лучшим фильмом признана украинская картина Кинопремия Ника: лучшим фильмом признана украинская картина
В Киеве проходит фестиваль кино о правах человека В Киеве проходит фестиваль кино о правах человека "Docudays UA"
Джонни Депп: «Из-за съемок в «Алисе» меня мучили кошмары!» Джонни Депп: «Из-за съемок в «Алисе» меня мучили кошмары!»
Выбираем лучшие фильмы десятилетия Выбираем лучшие фильмы десятилетия
 
| |
 
 



Новости







Free counters!