Их попытка номер пять » Медиавектор. Независимое информационное издание
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос

Loading...



Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


 
 

Их попытка номер пять

16-06-2010, 23:22 | Политика
Их попытка номер пятьОб этом инциденте написала даже Financial Times. "Два украинских телеканала ("5 канал" и ТВi) заявили о нарушении после того, как суд отобрал у них ключевые частоты для осуществления вещания. Если упомянутые каналы, которые считают источником критики Януковича, лишат частоты, их нельзя будет смотреть во многих областях Украины. При таком сценарии сохранится власть миллиардеров-бизнесменов, которые поддерживают Януковича, над телеэфиром в Украине", - отметила FT.

Нечестные частоты?

Следовательно, в который раз за последние три месяца говорят о цензуре в наших СМИ. Говорят как в самой Украине, так и за ее пределами. И в который раз "Репортеры без границ" выражают обеспокоенность ситуацией, которая сложилась, а один из медиаторов между властью и народом (в данном случае: прессой) - заместитель главы АП Анна Герман - опровергает любые намеки на ограничение свободы слова. Герман предпочитает говорить о "проблеме влияния капитала, проблеме действий владельцев телеканалов" - мол дело не в запрещении критиковать Януковича, а в том, что медиамагнаты не могут цивилизованно разделить сферу влияния. Естественно, что тележурналисты придерживаются противоположной точки зрения.

А в целом история вопроса является такой. 8 июня Окружной административный суд Киева упразднил решение Нацкомиссии по вопросам телевидения и радиовещания о выделении "5 каналу" и ТВi сегмента телечастот. Свое решение, согласно которому ТВi получил 33 частоты, а "5 канал" - 26, Нацкомиссия приняла еще 27 января этого года, но впоследствии в Окружном суде его обжаловала группа телеканалов "Интер", и суд удовлетворил иск полностью. Основанием для обжалования стала будто непрозрачность проведения конкурса на выделение частот, именно на это обстоятельство указывал истец - холдинг U.A. Inter Media Group, который традиционно связывают с действующим председателем СБУ Валерием Хорошковским.

В связи с этим версия о цензуре (точнее, о запоздалой мести "5 каналу" - флагману Оранжевой революции) возникает вполне предсказуемо. Хорошковский олицетворяет власть, представляет не только Службу безопасности, но и Высший совет юстиции, членом которого он является (а это значит, что определенное влияние на суд этот деятель также имеет). К тому же весь медийный бекграунд также настраивает на соответствующие подозрения: вспомним сколько скандалов вокруг прессы было в начале этого года: от инцидентов с печатными изданиями (например, с львовской газетой "Экспресс") до наступления на телеканалы.

Из последних первыми о цензуре начали говорить СТБ и "1+1", следующими жертвами непонятных игр стали ТВi и "5 канал". Журналисты упомянутых телеканалов написали открытое письмо Виктору Януковичу с требованием прекратить уничтожение "5 канала". Обеспокоенность медийников является полностью понятной и оправданной, но ради справедливости следует отметить и такое.

Даже если решение Окружного административного суда и вступит в силу, это будет означать лишь то, что ТВi и "5 канал" будут лишаться частот, предоставленных им Нацсоветом 27 января 2010 года, то есть части спектра своего вещания, а не эфира в целом. К тому же речь идет о вещании в населенных пунктах районного значения. "Главное, что должно понять общество, - то, что ни у "5 канала", ни в ТВi никто не отбирает лицензий. Эти каналы осуществляли вещание до 27 января 2010 года и будут осуществлять его и в дальнейшем" - отмечает пресс-служба Нацсовета.

К тому же Нацсовет утверждает, что телеканалы и сами не безгрешные, по крайней мере ТВi. Этот телеканал не заплатил государству 5 миллионов гривен лицензионного сбора. А что же касается самого решения от 27 января, которое принял предыдущий состав Нацсовета, то его принимали спешно и при отсутствии кворума. Но, как говорят, кто старое вспомнит, тот беду не минует: в настоящее время Нацсовет готов начать все сначала. То есть "провести прозрачный и честный конкурс на новые телевизионные частоты при условии соблюдения действующего законодательства всеми участниками процесса и отсутствия информационного и политического давления".

Оценки и прогнозы

Чем больше проходит времени с момента постановления Окружным судом решения о лишении телеканалов частот, то большими деталями, предположениями и версиями обрастает само событие. Кто-то вспоминает ситуацию 2002 года, когда компания АІТІ Вадима Рабиновича выиграла в суде дело против Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Тогда имело место наступление на "Студию 1+1", которую выжимали из телеэфира всеми возможными и невозможными методами. Сейчас, мол полностью возможно развитие аналогичного сценария : "5 канал" и ТВi сначала лишат "новых" частот, а потом возьмутся и за "старые".

Параллельно с этим продолжаются разговоры и об изменении привычного имиджа "5 канала", который якобы перестанет быть информационным. Экс-генпродюсер канала Юрий Стець (в настоящее время - народный депутат Украины от фракции НУНС) объяснил в программе "Шустер Live", что в лицензии канала записано: "С сентября телерадиокомпания должна стать просветительской". Пусть этот момент и не имеет прямого отношения к истории с частотами, зато прекрасно отвечает депрессивному настроению и самих медийников, и всех кто видит в нынешней ситуации со свободой слова угрожающие тенденции.

Понемногу всплывают и подробности незапамятного "судного дня", который отобрал у телевизионщиков сегменты вещания. Бютовец Сергей Власенко утверждает, что буквально за день до этого заседания Высший совет юстиции рекомендовал освободить от должностей нескольких судей именно Окружного административного суда. "Я думаю, что тот судья или та тройка, которая слушала дело, хорошо подумали, хотят ли они вступать в конфликт с членом ВСЮ", - прокомментировал ситуацию Власенко в эфире "5 канала".

Еще одно обвинение в адрес "члена ВСЮ", то есть Хорошковского, выдвигает гендиректор ТВi Николай Княжицкий. "Мы забываем еще об одном суде, который ведут телеканалы группы Хорошковського против бывших членов Нацсовета Лебедевой и Понедельника, пытаясь признать недействительными их полномочия еще с 2007 года", - говорит Княжицкий. "Это реальная попытка начать с нас и продолжить остальными телеканалами, взять всех под контроль одной медиагруппы, одного человека, который использует должность главы СБУ для этого.. Нам придется превращаться в маленький кабельный канал без украинских программ", - добавляет он.

В ответ Княжицький обещает обратиться к посольствам демократических стран и просить их составить список врагов украинской свободы слова, чтобы "запретить им въезд в эти страны". Такая апелляция к европейским амбасадам звучит кое-что наивно, однако, правда, этим план действий не ограничивается. Пострадавшие телевизионщики намереваются требовать создания независимой парламентской комиссии по вопросам лишения частот "5 канала" и TBi. А еще - настаивать на отстранении председателя СБУ Валерия Хорошковского от исполнения им обязанностей на период работы комиссии. Третье намерение заключается в обжаловании решения Окружного админсуда, а при необходимости - и в обращении в Европейский суд по правам человека.

Сложно сказать, как будет реагировать Страсбург на традиционные украинские проблемы, а вот отечественная Фемида, напуганная давлением со стороны Высшего совета юстиции (собственно, об этом говорят сами оппозиционные депутаты и журналисты), вряд ли станет помогать медийникам. Что же касается позиции власти, то она неизменна: цензуры в Украине нет - почти как секса в СССР. "Из администрации Президента нет никаких попыток диктовать журналистам, что писать, - заверяет Анна Герман. - Если кто-то пытается спекулировать, искать административное давление там, где его нет, то это очень примитивный подход к проблеме".

Ключевое слово в этом месседже, думается, - "проблема". Хорошо, что на Банковой это признают. Как любят повторять психологи, в осознании проблемы - первый шаг к ее решению. Поэтому общество имеет шанс на выздоровление. И власть как его часть - наверное, тоже..






Другие новости по теме:
Лицензии с последствиями Лицензии с последствиями
В Украине официально ввели цензуру В Украине официально ввели цензуру
Суд не поддержал Суд не поддержал "ТВі" и оставил Хорошковскому должность
Телевизионная группа Телевизионная группа "Интер" стала владельцем 100% акций канала НТН
Нацсовет определил победителей конкурса на вещание в сети цифрового телевид ... Нацсовет определил победителей конкурса на вещание в сети цифрового телевид ...
 
| |
 
 



Новости







Free counters!