Его не стало 30 лет назад » Медиавектор. Независимое информационное издание
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос

Loading...



Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


 
 

Его не стало 30 лет назад

25-07-2010, 22:02 | Культура
Его не стало 30 лет назад…Возвращаются все – кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все - кроме тех, кто нужней,
Я не верю судьбе, а себе – еще меньше.
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах –
Я, конечно, спою – не пройдет и полгода.


25 июля - день памяти Владимира Высоцкого (1938 – 1980). В этом году исполняется 30 лет, как его не стало...

22 января 1980 года, на съемках одной из последних своих телевизионных программ Владимир Семенович рассказывал:

«Многие спрашивают меня, почему я не спел в фильме "Место встречи изменить нельзя", может, какую-нибудь дворовую песню или лирическую о работниках уголовного розыска. Я думаю, это задумка режиссера Станислава Говорухина, он решил быть оригинальным в этом фильме и снять непоющего Высоцкого.

Авторская песня – это стихи, положенные на ритмическую основу. Когда-то давно я услышал, как Булат Окуджава поет свои стихи, и понял насколько сильнее воздействие от стихов, если их положить на ритмическую основу. ... Авторская песня требует очень большой работы. Песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью. Записывается иногда она моментально, но работа на нее тратится большая. Песня все время скребет тебя за душу и требует, чтобы ты ее вылил на белый лист бумаги и в музыку.

Еще я стараюсь для своих песен выбирать персонажей, которые рискуют, у которых что-то произошло, которые в каждую следующую секунду могут взглянуть в лицо смерти, то есть таких, которые нервничают, беспокоятся, а не тех, которые жуют или отдыхают в данный момент...».

25 июля 1980 года, когда Москва купалась в солнце и в долгожданных радостях Олимпиады, страну поразила весть… Она неслась "по всей Руси великой", передаваемая из уст в уста, повторяемая на всех языках многонационального Советского Союза, заставляющая онеметь, невероятная: "Умер Высоцкий".

"Россия ахнула от боли", — скажет о том дне поэтесса Тамара Павлова. Кем был он? Популярным киноактером? Автором любимых песен? Культовым героем? В единственном траурном сообщении, которое поместила газета "Вечерняя Москва", усопший назван артистом. Но 28 июля страна прощалась — с народным поэтом.
Конечно, в глазах государственного и литературного официоза Высоцкий вовсе не был поэтом, поскольку не числился ни в писательском Союзе, ни в Литфонде. Государство считало литераторами только тех, кому оно разрешило ими быть, и в ослеплении думало, что так и есть, что именно в высоких кабинетах раздают бессмертие. Какой смешной казалась эта самоуверенность в июле 1980-го! Поэтом Высоцкого признал народ, и теперь провожал его, как провожали когда-то Есенина и Маяковского.

Его не стало 30 лет назадТаганского барда слушали, почитали, любили, кто-то его боготворил, но точнее отношение к Высоцкому передает другое слово — он был нужен современникам. Как нужны человеку воздух, семья, дом… Смерть Высоцкого ощущалась как потеря близкого человека миллионами тех, кто никогда не видел его.

Высоцкий был поэтом из особого вольного братства поющих стихотворцев. Здесь его собратья — Александр Галич и Булат Окуджава, Боб Дилан и Леонард Коэн, младший современник Александр Башлачёв… Такие непохожие друг на друга, все они — романтические Робин Гуды и птицеловы поэзии, которым неудобно на литературной службе и тесно в рамках, отведённых изящной словесности.

Бедняки и бедолаги,
Презирая жизнь слуги,
И бездомные бродяги,
У кого одни долги, —
Все, кто загнан, неприкаян,
В этот вольный лес бегут…


Всех "бардов и менестрелей" ХХ века объединяет живое и требовательное чувство свободы. Однако "вольный лес" авторской песни был убежищем не только от общества и государства, но и от авторитетных художественных канонов. Поэзия бардов стала в ХХ веке не просто ещё одним "течением", а принципиально новым руслом искусства. Течение всегда ищет новое русло, когда устаёт от старых берегов.

Его не стало 30 лет назад В Театре на Таганке, которому Высоцкий отдал всю свою актерскую жизнь, исповедовали брехтовский принцип — идти навстречу зрителю — и некоторые спектакли начинали играть уже в фойе, а то и на улице, у театрального фасада.

Так и для поэзии Высоцкого не было границ — ни тематических, ни стилистических, ни культурных. "Раздвигать горизонты" было его художественным инстинктом. Это та часть "эффекта Высоцкого", которую мы теперь уже не чувствуем, потому что разрешено всё, а многие открытия Высоцкого растиражированы и выхолощены фабриками и конвейерами массовой культуры. Каждый фиксатый соловей из "русского шансона" поет хрипловатым голосом про Магадан. Но, в отличие от эпигонов, сколько смысла было в самом голосе Высоцкого — боль, трагедия, бунт и падение человека, "гибельный восторг"!

Высоцкий пришёл в литературу не через парадный подъезд, а через узкую чёрную дверь, из московского двора, где течёт повседневная "непоэтическая" жизнь, где вершатся настоящие радости, драмы и трагедии народа, его живая история, где нет каст, а есть судьбы, где говорят на языке улицы, а вечерами местные мастера поют под гитару городской фольклор. Народное творчество города — один из источников искусства Высоцкого. Но не менее важной школой для него была "высокая" поэзия. Он прекрасно знал классическую литературу, чему способствовало полученное им актерское образование, Пушкина Высоцкий почитал как "поэта поэтов". Нередко литературные традиции воспринимались им через театральные роли. Вместе с ролью Хлопуши в искусство Высоцкого приходит густая и яркая образность Есенина-имажиниста, вместе с ролью Маяковского в спектакле "Послушайте!" — его титанический лиризм и необычные, запоминающиеся рифмы; мотивы Вознесенского он воспринимал через "Антимиры", а самой судьбоносной для искусства Высоцкого стала, конечно, роль Гамлета, осветившая шекспировским светом всё его позднее творчество.

Его не стало 30 лет назадСознание слушателей Высоцкого было пропитано бесконечными "нельзя", которые казались природной истиной. А Высоцкий выходил и говорил: "Можно!" — и, поскольку он был настоящий художник, ему верили.
Первейшее "можно" Высоцкого — это быть самим собой.

Ещё одна великая свобода, двери которой открывал для современников Высоцкий — это свобода фантазии. Искусство той эпохи было связано нормами условного жизнеподобия, которые официальная эстетика представляла как "реализм". Но увы, именно "реалистическое" на вид одобренное цензурой искусство часто оказывалось лишённым всякой правдивости. И вот — Высоцкий выходит к людям с поэзией, основанной на безудержной выдумке, на фантастике и гротеске. Он сочинял с головокружительной изобретательностью, новизной и свободой. В его песнях мыслят и разговаривают волки, слоны, жирафы, корабли и самолёты, он забрасывает своих героев в далёкие уголки космоса, в каменный век и в рыцарские замки, в ад и рай, он пишет стихи от лица Гамлета и Гагарина.

Ещё больше, чем к фантазии, мнительная эпоха была недоверчивой к смеху. Век партийных съездов велел искусству быть натянуто серьёзным, юмористику держал под придирчивым ханжеским микроскопом, а сатиру — в вилке политической цензуры. Благоразумные предпочитали вообще не шутить. Но разве Высоцкий совместим с "благоразумием"? "Вы — втихаря хихикали, а я — давно вовсю!", — скажет он, оглядываясь на свой творческий путь. К сожалению, сейчас, не видя образцов настоящего смеха, мы воспринимаем юмор через кривые зеркала, как пошлую жвачку для куриного ума. Но ведь настоящий умный смех — великое средство, очищающее и укрепляющее людей, делающее их свободными и сильными. Таков смех Высоцкого. Мысль, блестящая в его комических строках, делает ещё смешнее его обманчиво простые шутки и гротескные ситуации. Песня про "бывшего лучшего, но опального стрелка", который отказался от награды за победу над чудищем, напоминает, что даже заслуженные почести крепко привязывают нас к дарующей руке власти. (И сейчас находятся люди, отказывающиеся от международных научных премий.)

Конечно, часто в песнях Высоцкого звучал и смех сквозь слёзы, тем сильнее звал он остановиться и задуматься в тревоге "о времени и о себе".

Не меньше чем рабство унижает человека ложь.

Мы сейчас не можем почувствовать, как обжигала душу и освещала сумрак 70-х энергия правды, заключённая в песнях Высоцкого. Сегодня ГУЛАГ и 37-й год, штрафные батальоны, сумерки "застоя", репрессивная психиатрия — "обычные" темы из тетрадки школьника. А вот во времена Высоцкого это были факты, которым приказывалось не быть, и современники вынуждены были нести на своей совести молчаливое согласие: не вижу, не помню, не скажу.

Его не стало 30 лет назадВысоцкий, "навзрыд об ужасах крича", не просто заполнял белые пятна общественного сознания. Его песни — не сводка исторических фактов, драмы истории воплощены у него в образах простых людей, чаще всего — говорящих от первого лица. Это голоса "маленьких" людей, чьи судьбы искалечены "забытыми" катастрофами ХХ века: вот бывший политзек, расплатившийся "за веру свою беззаветную" годами лагерей, вот — простой человек, который в пьяном застолье разоткровенничался с доносчиком, вот бесстрашный солдат штрафбата… — многие слушатели Высоцкого узнавали в них себя или своих родственников.

Под знаком человеческой правды написан и весь "военный" цикл песен Высоцкого. Многие слушатели не могли поверить, что поэт сам не воевал, настолько подлинно передавал он чувства бойца Великой Отечественной. Такой художественный эффект возникал потому, что Высоцкий никогда не поднимался над полем битвы, как "летописец великих побед", его война — та, которую не видели штабные летописцы. Высоцкий шёл по пути, что проторили в полемике с догматическими критиками В. Богомолов, В. Быков, А. Адамович и другие замечательные писатели военного поколения. Война Высоцкого — это война в сердцах людей, понятая и принятая как личный вызов, как собственная персональная ответственность, как моральный императив: победить, даже если для этого придётся стать выше себя, выше природы, выше смерти.

В 1971 году сбылась мечта Высоцкого-актера — он вышел на сцену родного Театра на Таганке в роли Гамлета. Эта роль оказалась главной для Высоцкого, также как Высоцкий стал главным театральным Гамлетом своего времени, потому что шекспировский шедевр, особенно в трактовке чуткого Юрия Любимова, составил унисон с мироощущением Высоцкого-поэта. Гуманизм Шекспира — это гуманизм тревожного и мрачного времени, фоном которому служат не радужные надежды, а сумрак сомнений и неразрешимых вопросов.

Его не стало 30 лет назад Высоцкий тоже жил в тревожное время, которое оставляло человеку призрачно малые возможности для отстаивания своего духовного величия и требовало всё больше усилий и жертв для того, чтобы уберечь "званье человека" и восстановить права правды в мире. Принц датский и бард московский слишком много знали о судьбе человека, о его бренности и слабости, чтобы пребывать в эйфорическом восторге.

Искусство не подписывает приговоры. Свою миссию художника Высоцкий видел в другом — он взывал к достоинству, чести и разуму человека как к единственному залогу мировой гармонии, тем самым восполняя самую большую утрату двадцатого столетия — утрату личности, гуманной, сильной и ответственной, которую век утопил в потоках "восстания масс". Высоцкий выступил с протестом против мира "загипсованных" людей, против "опухшей" от патологического сна страны, против общества людей с омертвевшей совестью, честью и волей, переставших верить, что бывает иначе.

Его не стало 30 лет назад
Посмотрите — вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
упадёт, пропадёт.
Чуть левее наклон —
все равно не спасти...
Но должно быть,
ему очень нужно пройти
четыре четверти пути.


Как отважный канатоходец, как принц Гамлет, Высоцкий ушёл из жизни, не успев пройти свою "последнюю четверть" — "на взлёте умер он, на верхней ноте". Поэтому время его судьбы для нас, современников, словно остановилось. Будто игра не кончена, а это только антракт, и занавес ждёт команды техника, чтобы вновь подняться.

Через 30 лет в редакции одной газеты встретились несколько почти незнакомых друг другу людей, чтобы поговорить о предстоящей публикации новых материалов к памятной дате. Заговорили о Высоцком. И вдруг незнакомые люди почувствовали себя близкими, понятными друг другу, и сам воздух в редакционном кабинете стал другим, что-то в мире наладилось. (У Окуджавы - "Всё стало на свои места, едва сыграли Баха"). Наверное, все жизнеутверждающие гении способны гармонизировать мир, даже мир неведомого для них будущего.

До сегодняшнего дня как-то не приходилось осознавать, сколько и каких прекрасных памятников поставлено В.С.Высоцкому: Москва, Дубна, Новосибирск, Набережные Челны, Самара, Екатеринбург, Черногория, Болгария, США. В Днепропетровске две улицы носят имя Высоцкого: на Фрунзенском и в Таромском. А в заключение приведу цитату из С.В.Свиридова, чей умный и вдохновенный труд послужил основой и источником материала: нам, людям двадцать первого века, было бы легче жить в нашей современности, если бы мы сегодня лучше слышали Высоцкого!




Другие новости по теме:
Сальвадор Дали: удар по здравомыслию Сальвадор Дали: удар по здравомыслию
ВМФ РФ признал ошибки при перевозке оружия в Севастополе ВМФ РФ признал ошибки при перевозке оружия в Севастополе
Юрий Шевчук: Если Россия с Украиной начнут воевать — я на себя руки наложу! Юрий Шевчук: Если Россия с Украиной начнут воевать — я на себя руки наложу!
Мельчает Россия.....Год без Ельцина Мельчает Россия.....Год без Ельцина
Клубная культура Клубная культура
 
| |
 
 



Новости







Free counters!