Феномен Гарри Поттера как альтернативы Концу Света » Медиавектор. Независимое информационное издание
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос

Loading...



Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


 
 

Феномен Гарри Поттера как альтернативы Концу Света

24-07-2011, 00:44 | Культура
Феномен Гарри Поттера как альтернативы Концу СветаМировая премьера заключительной, восьмой части киноэпопеи о Гарри Поттере "Гарри Поттер и дары смерти. Часть 2" состоялась в Лондоне 7 июля. За прошедшие две недели мировая и отечественная пресса энергично обсуждают не только беспрецедентные кассовые успехи этого фильма и проекта в целом, но и анализируют его как культурологическое явление.

Сагу о Гарри Поттере как финансовый проект именуют «франшизой» (комплексом исключительных прав на использование ТМ, ноу-хау, коммерческой информации, методических материалов и разнообразных услуг), причём эта франшиза – настоящий рекордсмен. «Отцы-создатели» Поттера - писательница Джоан Роулинг и создавшая кинообраз компания - получили небывалый урожай. В частности, кинокомпания «Уорнер Бразерз», выпустившая за десять лет и восемь месяцев восемь фильмов про Гарри, ещё до старта восьмой части фильма заработала на этом 21 миллиард долларов! Это абсолютный рекорд для этой области бизнеса.

Кассовые сборы от первых семи лент дали 6,4 миллиарда долларов. 3,9 миллиарда «Уорнер Бразерз» заработала на продаже DVD, один миллиард на телепросмотрах и полтора миллиарда - на видеоиграх.

Книги о Гарри Поттере были изданы тиражом свыше 450 млн. экземпляров на 68 языках, что позволило Роулинг стать первым литератором в истории, заработавшим миллиард долларов.

Обладатели прав на торговлю поттеровскими сувенирами и символикой саги на сегодня получили 7 миллиардов долларов, и продолжают получать ежегодно по этой статье до миллиарда долларов. Еще до премьеры восьмой части сериала, «Гарри Поттер» стал самой доходной историей в мировом кинематографе.

"Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2» был представлен американскому зрителю (и зрителям еще 59 стран) 13 июля. Первый рекорд США был установлен в пятницу: за 24 часа картина заработала 92,1 млн.дол., обогнав «Сумерки. Сага. Новолуние» (72,7 млн.дол.) и «Темного рыцаря», собравшего в 2008 году сенсационные 67,2 млн.дол. затем последовал вторй рекорд: за первый уикенд в кинопрокате США картина заработала 168,6 млн.дол.

Аналогичная картина наблюдается и не в США: в мировом прокате «Дары смерти-2» стартовали с 307 млн.дол., обойдя предыдущего рекордсмена - «Пиратов Карибского моря: На странных берегах». Только за первые сутки проката картина заработала 43, 6 млн. дол. Выручка кинотеатров, демонстрирующих восьмую часть поттерианы достигла наибольшего размера в Австралии (7,5 млн.дол.), во Франции (7,1 млн.дол.), в Италии (4,6 млн.дол.) и Швеции (2,1 млн.дол.).

Заметим, однако, что следовало бы учесть инфляцию за три года и формат 3D, билеты на который стоят дороже. Уже через пять дней после американской премьеры "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2" отстаёт по темпам прироста кассовых сборов от "Темного рыцаря", так что сомнения, высказываемые изначально, в, так сказать, выносливости "Даров смерти 2" усиливаются. Но, поскольку конкуренты равного веса отсутствуют, не ожидают резкого падения кассовых сборов картины на грядущих выходных. На сегодня фильм принёс владельцам более 600 миллионов долларов в мировом прокате.

Что же до остальных участников нынешнего проката, то им крупно не повезло. Пресса замечает, что «картина ниже «Гарри» складывается такая, что прокатчикам впору объявлять забастовку и отказываться от выпуска своих картин одновременно с большими хитами. И может быть, тогда мы увидим, как выглядят люди, две недели смотревшие только на Гарри, Гермиону, Рона и Того-Кого-Нельзя-Называть».

Бюджет первых шести фильмов составил 905 миллионов долларов. На первую серию последнего фильма «Уорнер Бразерз» потратила около 125 миллионов. Компания планировала снять вторую часть "Даров смерти", уложившись в ту же сумму. Общий бюджет сериала о Поттере превысил миллиарда долларов, что выглядит как беспрецедентный случай.

Сюжет лидера посещаемости, как ни парадоксально, всем хорошо известен! Все и так знают, что происходит: грандиозная битва за Хогвартс, смерть-несмерть главного героя, победа ... Заключительная сцена фильма - Гарри, Гермиона, Джинни, Драко и другие уже взрослые, провожают в школу волшебников своих детей...

Критика отмечает, что самый последний фильм получился заметно более удачным, чем его предшественник - "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1". Во второй части намного больше качественных спецэффектов и несколько действительно трогательных сцен...

Но даже это не объясняет рекордных сборов. Комментаторы подсчитали, что сагу о Поттере посмотрело полтора миллиарда человек и «на сегодняшний день фанатов Поттера - людей, чьим интересам отвечает поттериана - на Земле проживает чуть ли не больше, чем тех, кого его судьба не интересует».

Во время мировой премьеры в Лондоне, Джоан Роулинг, выступая перед 10 тысячами поклонников на Трафальгарской площади, сказала, что, хотя сейчас у нее нет в планах дальше работать над книгами о Гарри Поттере, лучше "никогда не говорить никогда". И под ликование публики добавила: "Это мое детище, и, если я вдруг захочу вновь ввести его в игру, я это сделаю".

Первая книга Джоан Роулинг о Гарри Поттере вышла 30 июня 1997 года. Книга пробивалась очень трудно. На тот момент продажа детских книжек вообще замерла. В издательствах считалось, что дети не хотят читать и не захотят никогда. Роулинг, учительница по профессии и мать-одиночка по судьбе, даже прибегавшая к социальной помощи, предлагала книгу 12 британским издателям, прежде чем независимое издательство Bloomsbury выплатило автору аванс в 2500 фунтов и выпустило книгу "Гарри Поттер и философский камень" тиражом в 500 экземпляров. Книга продавалась плохо, но американское издательство Scholastic увидело перспективу в сказке и приобрело право перепечатки за 105 тысяч долларов (самый высокий аванс в истории детской книжки). Последняя книга "Гарри Поттер и дары смерти", поступившая в продажу 21 июля 2007 года, сразу установила рекорд - за сутки было продано 11 миллионов экземпляров!

В этом году Джоан Роулинг открыла сайт Pottermore - интернет-магазин, в котором будут продаваться электронные книги о Гарри. Посетители сайта получат доступ к разным разработкам к миру Поттера, которые писательница накопила за годы работы.

Взрослому человеку со взрослыми детьми, довольно таки далёкому от мира детства, мне (как, кстати, и другим) случилось познакомиться с книгами уже после просмотра плохих, тёмных и глухих пиратских копий фильмов. И, признавая несомненный талант создателя целого волшебного мира, школы Хогвартс, подпадая под несомненное обаяние мальчишечки – главного героя и - особенно - совершенно волшебной музыки (я и сейчас, когда слышу лейтмотив фильма рингтоном чьего-то телефона в трамвае, как-то легче примиряюсь с действительностью), прочла первой последнюю книгу, причём случайно. И обнаружила хороший язык, хороший юмор и совершенно чёткую нравственную идею... Нам, современным бабушкам и дедушкам, выросшим и прожившим жизнь рядом со Стругацкими, Лемом и Азимовым, прочитавшим «Молот» раньше «Соляриса», «Далёкую радугу» раньше «Пикника на обочине» и испытавшими катарсис «Профессии», легко проникнуться атмосферой, оценить фантазию и принять правила игры... Возможность скачать книги и прочитать их в прекрасном оформлении скрасила мне тяжёлую зиму, обременённую житейскими проблемами. Что же говорить о тех, кому было десять лет как Гарри в «Философском камне» и кто прошёл с этими книгами следующие десять лет жизни, повзрослел вместе с героями книг и фильмов...

Выстраивание самодостаточного мира, параллельное выстраивание жизни и взросления, предложенное и произведенное авторами, режиссёрами и исполнителями, причём мира полуфантастического - рядом с реальным миром маглов - сделало этот проект выдающимся во всех смыслах: и кинематографическом, и экономическом, и психологическом, и семейном...

Критик заметил: «На свете очень мало сказок, ставших настолько культовыми». И это верно. «Гарри Поттер» стал символом целой эпохи, азбукой поколения. Легко согласиться с мнением британских критиков: причина успеха и книги, и фильма в том, что Гарри – «архетипический диккенсовский персонаж, который будит во всех нас желание изменить мир к лучшему». Диккенс, несомненно, просматривается. Легко видеть его влияние на Роулинг, пропагандирующую вечные темы любви, дружбы и веры в чудеса.

Понятны и вполне разделяемые нами ассоциации с ГУЛАГом, гестапо и геббельсовским Министерством пропаганды, намеки на проблемы реальной политики и экономики: банковских «гномов»-кровососов. «Расизм – это ужас, нацизм – это ужас и «Гарри Поттер» об этом говорит», - верно было подмечено на одном из эфиров.

Причина того, что сказка стала ответом миллионам людей на их вопросы, проблемы и потребности может быть заключена ещё и в уровне тревоги человечества, которому твёрдо спрогнозировали новый Апокалипсис, и дата уже названа: 21.12.2012! Фильмы о Гарри Поттере, с каждой серией становящиеся всё жёстче, напряжённее, герои – циничнее, всё больше себе позволяющие, тем не менее всё-таки несут надежду на выживание, на так неуважаемую критикой непременную победу добра над злом (Добра-в-очках над Злом-без-носа...).

Феномен Гарри Поттера как альтернативы Концу СветаИсполнители главных ролей, за десять лет и восемь месяцев съемок очевидно стали взрослыми. Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт признаются и поклонникам, и журналистам, что им предельно трудно расстаться со своими героями, с жизнью, которой они жили на все эти годы. Дэниел Рэдклифф говорит, что «не готов к тому, что конец истории наступит сегодня...». Всем, что у него сейчас есть и чего он добился, он обязан тому, что ему «повезло, когда было 11 лет», хотя, конечно, заработанные им 800 млн.дол. дают определённую свободу для манёвра.

Эмма Уотсон, исполнительница роли Гермионы Грейнджер, тоже выросла. Она рассказывает о том, как устала быть вечной Гермионой. «Большую часть времени я была не самой собой, а кем-то еще. Мне не принадлежала ни одна секунда. За меня все решали другие - когда и где мне находиться, когда я могу перекусить, даже когда мне идти в уборную», - сказала Уотсон в одном из интервью.

Феномен Гарри Поттера как альтернативы Концу СветаТеперь им придётся искать себя и своё место в жизни. От многих причин, и не только лично от них, зависит, как это удастся... Мы-то видели и пожизненного Чапаева и затянувшиеся на двадцать лет «Пять минут»... Эмма-Гермиона безжалостно отстригла великолепные волосы и сделала взрослый макияж: общеизвестный факт, что девушки взрослеют раньше юношей...

Критика, и не без оснований, упрекает исполнителей главных ролей в отсутствии особых актёрских качеств. Возможно, они вовсе не выбрали бы для себя эту профессию, повернись судьба по-другому: когда-то АБП сказала про успех дочери в «Чучеле»: «В двенадцать лет все талантливы...». Но в поттериане сыграли многие определённо великие актёры. Для меня просто подарком стало участие Кеннета Браны и Эммы Томпсон, людей, посвятивших жизнь Шекспиру. Критика единодушно признаёт центральной фигурой в актёрском ансамбле Алана Рикмана. На канале MTV перед выходом восьмого фильма прошло интернет-голосование за самого любимого персонажа и победил Северус Снегг в исполнении Алана Рикмана! За него проголосовали 7,5 миллионов человек, Рикману на премьере картины вручили специальный памятный кубок.

Если когда-нибудь и будет снято продолжение саги, то героями станут уже не Гарри, Гермиона и Рон, и сыграют другие - главными героями, наверное, станут их дети.

При том, что критики саркастически называют Джоан Роулинг не самой выдающейся писательницей и утверждают, что в изобретенном ею мире хромают логика и топография, они признают, что Роулинг сумела сломать обязательные структуры и выйти за пределы обязательных формул массовой культуры, к которой культуроведы относят её произведения.

В эфире радио «Эхо Москвы», обсуждая поттериану, собеседники согласились, что это великое произведение массовой культуры (!). Культурология, как правило, не рассматривает массовую культуру. Интересы нацелены на выдающиеся произведения искусства или экспериментальные направления. Массовую культуру, функционирующую по своим законам, принято воспринимать высокомерно, принято думать о том, что это нечто «такое не для очень продвинутых людей, это что-то связанное с массовыми страхами, стереотипами». Недооценка принципов устройства массовой культуры приводит к отсутствию понимания, что массовая культура осуществляет важные функции культуры как таковой, в первую очередь «массовая культура подпитывает миллионы людей, которые не понимают искусства, то есть не воспринимают художественный язык вообще».

Массовая культура заполняет среду между человеком и окружающим миром, дает объяснения, правила, подсказки. Массовая культура также сложна, многомерна, как и искусство. Как разные подвиды, но входящие в культуру как в художественную, так и в широком смысле… Интеллектуальные элиты, ассоциируя качественную культуру и искусством, с его особыми языками и высокомерно отторгая массовую культуру, тем самым психологически себя защищают. Но массовую культуру, так же как и культуру вообще, формирует общество. И если искусство выше по статусу, то только потому, что великая книга истории искусств пишется по меньшей мере триста лет, осуществляя строжайший отбор по высоким критериям и даже гении массовой культуры очень редко туда записываются.

Соглашаясь с мнением, что «Гарри Поттера» нельзя отнести к высокому искусству, критики задаются вопросом, почему не возникло сопоставимого по значению литературно-художественного явления в современной русскоязычной литературе, тем более, что в русской детской литературе наработаны традиции, проявившиеся, например, в замечательном юношеском романе становления «Два капитана», который мне, например, подарила школа на выпускном вечере и он прошёл со мной всю мою жизнь. Суть в том, что не каждая своеобразная вещь может стать мировым явлением. В большой русской литературе принято считать мировыми явлениями пьесы Чехова, романы Достоевского и романы Толстого. Но рассматривая разные культурные миры,
невозможно применять одни критерии. Массовая культура как таковая построена на мифе, что очень важно. Массовая культура имеет очень четкие моральные разведения: сильные - слабые, верные - коварные, добрые – злые. В массовой культуре два народа: ангелы и злодеи. И именно о них пишет и Джона Роуллинг, также как и на более высоком уровне Толкиен.

Зритель в Джеймсе Бонде видит в рыжих водолазных костюмах и в черных водолазных костюмах – свои и чужие. Роулинг, во след другим, не смешивает народы, но усложняет структуры до «сверхжизненной невозможности». Не замыкаясь в рамках обычного произведения, писательница становится лидером, для чего неминуемо нужно трансформировать главные правила. Но законы массовой культуры неотвратимы, так же как и «хэппи энды»... Обязательные повторы - потому, что «зритель массовой культуры всегда хочет, как ребенок, - он всегда ребенок, - то есть он должен встретиться с давно знакомым и переживать, как неизведанное то, что он прекрасно и давно знает». В массовой культуре единицей является событие, а не интерпретация события. Там нужно уметь читать, а не объяснять и переосмысливать. Джоан Роулинг все дальше и дальше отходит от столбовых принципов массовой культуры.

В русскоязычной же литературе при наличии великих канонов: Чехов, Толстой, Достоевский, просто нет массовой культуры. Массовая культура у нас возникла сравнительно недавно - в последние 20 лет, но люди давно не хотят читать, а хотят смотреть.
Статистика утверждает, что сорок процентов населения вообще не берет книгу в руки.
Замечено, что при выходе экранизаций знаменитых вещей, интерес к чтению оживляется: «люди идут, достают «Идиота» и начинают читать». А поскольку «Гарри Поттер» – это и роман, и экранизация, два совершенно параллельных вида, то с выходом первого, а затем и второго «Гарри Поттера», когда стало ясно, что грядёт целая серия - это подтолкнуло к чтению очень серьезно.

Культурологи подчёркивают, что в социологическом смысле, множества «зрители» и «читатели» категорически несопоставимы по объемам. И ещё одним фактором медиапопулярности «Гарри Поттера» стали английские традиции экранизации. Английская киноиндустрия, в отличие от голливудской, в основном выживает за счет безукоризненно выполненных экранизаций. Российский канал «Культура» все пятнадцать лет существования показывает английские экранизации английской классики, за что зритель им глубоко благодарен, потому, что это, заметил критик, «всегда сделано так интеллигентно, качественно в актерском, в литературном, в кинематографическом, во всех других смыслах. Это гимн благородству, это гимн аристократическому мышлению, гуманизму и так далее...»

Замечая, что английская актерская школа – величайшая и одна из лучших в мире, если судить по мастерству, изысканности и традициям, отдавая должное российской и голливудской школам, но выбирая английскую как особый случай, критик подчёркивает, что Джоан Роулинг настойчиво выбирала именно английских актеров для этого сериала, имея другие многочисленные варианты. И в сценариях она оставила то главное, что она считала нужным сказать зрителю. И зрители этих сериалов, имея право на свое собственное мнение, восхищаются просмотренным.

С этой точки зрения можно считать «Гарри Поттера» идеологией. Идеологией как огромнейшей машиной; проектом, который массово воспитывает в определенных идеологических законах аудиторию...

Парадоксально, но преимущество массовой культуры в данном случае в том, «что высокое искусство сомневается в устройстве мира. Сомневается и показывает обилие вариантов этих сомнений, индивидуальных точек зрения, внутренних страхов и так далее». В то время как массовая культура укрепляет в людях способность к выживанию, к вере, к надеждам, к хеппи-эндам. К тому, что все равно зло будет наказано, а злодеи посрамлены. И герой будет спускаться по склону, выкрикивая: «Счастье! Для всех! Даром! И никто не уйдёт обиженным!» - знаменитую фразу из финала «Пикника на обочине».
Некие колумнисты некоей «Афиши» окрестили «Гарри Поттера» «наднациональным мифом нынешней глобальной цивилизации»!

«Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» ставит точку в повествовании, превращая его в завершенное культурное явление, закрывает пусть маленькую, но все же эпоху, уходящую в историю.


Ирэна Стахович




Другие новости по теме:
Каспаров: в Сочи нельзя проводить зимнюю Олимпиаду Каспаров: в Сочи нельзя проводить зимнюю Олимпиаду
"Арест Немцова - пренебрежение правами человека в России"
Одним глазком: фильмы 2010 года, которые нельзя пропустить Одним глазком: фильмы 2010 года, которые нельзя пропустить
Политическая культура и современная молодежь Политическая культура и современная молодежь
Клубная культура Клубная культура
 
| |
 
 



Новости





Free counters!