Марш Курченко. Медиамагнат » Медиавектор. Независимое информационное издание
Контакты: mediavektor.org@yandex.com
 |   |  Обратная связь

Опрос

Loading...



Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


 
 

Марш Курченко. Медиамагнат

23-06-2013, 16:12 | Политика
КурченкоВ ночь на 21 июня стало известно, что владелец одного из крупнейших отечественных медиа-холдингов UMH Борис Ложкин продал свое детище.

Что такое UMH? Это, в первую очередь, ряд влиятельных печатных изданий - «Корреспондент», «Forbes», «Комсомольская правда» в Украине »,« Аргументы и факты ", интернет-проекты - forbes.ua, korrespondent.net, i.ua, bigmir . net, football.ua; радиостанции - Ретро FM, Наше радио, Europa Plus, Авторадио. И это без учета более мелких проектов, имя которым - легион.

До недавнего времени в состав UMH также входил журнал "Фокус" вместе со своей интернет-версией. Однако в начале недели стало известно, что Ложкин продал его отдельно. Покупателем выступила малоизвестная группа Vertex United, среди акционеров которой называли одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского.

Все остальное огромное хозяйство Ложкина приобрел полулегендарный "младоолигарх" Сергей Курченко, успехи которого, наверное, уже не оставили равнодушным никого.

Еще полтора месяца назад информированные источники сообщали, что между Курченко и Ложкиным достигнута договоренность о продаже всего холдинга. Цена вопроса, по некоторым данным, составила около 400 миллионов долларов. Хотя еще в апреле пресс-служба компании бизнесмена заявляла об отсутствии намерений покупать медиа-активы.

Затем на медиа-рынке ходили слухи о возможном партнерстве Ложкина и Курченко в отдельных проектах. Очевидно, участники рынка просто отказывались верить в то, что "младоолигарх" пойдет на покупку такого монстра.

Параллельно Ложкин проводил консолидацию активов, что также расценивалось как подготовка к продаже. Здесь надо отметить, что отечественный медиа-менеджер любил делать партнерские проекты с влиятельными бизнесменами. Так, например, партнером Ложкина в "Фокусе" был совладелец группы "Приват" Геннадий Боголюбов, в журнале "Корреспондент" - Петр Порошенко и так далее.

Можно предположить, что это была такая страховка Ложкина и дополнительные шансы для полюбовного решения проблемных вопросов. Ведь такие издания, как "Корреспондент", "Фокус" и "Форбс" делали достаточно острые материалы относительно действий власти, президента Виктора Януковича и других высших чиновников. Чего только стоит фотосессия "Межигорье" в журнале "Корреспондент".

Впрочем, наличие "олигархических" партнеров накладывает и определенные обязательства перед ними. Долгое время Ложкину удавалось уверенно балансировать на этом лезвии. Но вдруг бизнесмен решил выкупить доли своих партнеров. Как выяснилось позже, с целью продажи всего холдинга.

Впрочем, если бы Порошенко или Боголюбов не хотели продавать свои доли, Ложкин никогда их не уговорил бы. Очевидно, они не захотели партнерство с "младоолигархом" и решили взять деньги, пока предлагают.

А владелец футбольного клуба "Металлист", Одесского нефтеперерабатывающего завода и акционер группы "ВЕТЭК", бывшей "ГазУкраина-2009" Сергей Курченко теперь контролирует львиную долю изданий на украинском медиа-рынке.

В пятницу утром Борис Ложкин уже заявил, что, по условиям соглашения, он не сможет в течение какого-то времени создавать бизнес, который будет прямо конкурировать с компаниями, входящими в UMH. Срок ограничения стороны не раскрывают.

Также он заявил, что до марта 2014 операционный контроль над холдингом остается за нынешним менеджментом. "Все ключевые менеджеры продолжат работать до завершения сделки", - сказал Ложкин.

"Сергей Курченко на переговорах декларировал готовность вложить $ 100 млн в развитие компании в течение трех лет. Исходя из интересов компании UMH, приход нового собственника с большим аппетитом к инвестициям выгоден", - сказал экс-владелец холдинга.

В свою очередь пресс-служба "ВЕТЭК" официально заявила, что "на сегодняшний день оплачено около 50% от суммы сделки".

"Мы ищем прибыльные и перспективные украинские медиа-объекты. Готовы и дальше инвестировать в развитие эффективных украинских СМИ. UMH - одно из них ... Будем развивать существующие ресурсы UMH - интернет, радио, телевидение, издательский бизнес и розничную сеть, а также расширим их перечень ", - заявил сам Курченко.

В сообщении его компании подчеркивалось, что "ВЕТЭК" будет "поддерживать независимость редакций, обеспечит возможность соблюдения ими журналистских стандартов, а также готова подписать с журналистскими коллективами соответствующие соглашения".

Напоследок Курченко еще и решил показать себя меценатом. В сообщении отмечалось, что планируется начать конкурс "молодой стартап". Молодой миллионер выберет стартап от начинающего бизнесмена и поможет его реализовать.

История отношений

Ирония судьбы заключается в том, что само издание из обоймы Ложкина, "Forbes", осенью прошлого года вытянуло Курченко на свет Божий.

Журналисты провели ряд расследований и собрали информацию о загадочной группе компаний "ГазУкраина-2009", которая стала едва ли не самым влиятельным игроком на рынке сжиженного газа и нефтепродуктов, и включилась в борьбу за Лисичанский НПЗ. Именно в их материалах впервые отчетливо прозвучала фамилия Курченко.

Ведь еще с конца 2011 года гуляла информация о загадочных харьковчанах, которые мощно вошли на нефтегазовый рынок. Но о них осведомленные люди предпочитали говорить шепотом и скупо, предполагая появление специфических проблем при повышении голоса.

Мотивы такой любви к тишине стали более понятными после нескольких расследований и депутатского запроса "свободовца" Юрия Сиротюк. Именно благодаря этим материалам стало известно, что более полусотни фирм условной группы "ГазУкраина-2009" фактически монополизировали рынок сжиженного газа в Украину.

Кроме того, в запросе Сиротюка звучали страшные слова вроде "контрабандный ввоз бензина в Украине", "схемы оборванного транзита и фиктивного экспорта" и другие малоприятные вещи.

Также к одному из крупнейших достижений группы "ГазУкраина-2009" относили госзакупки. Сколько тендеров государственных нефтегазовых компаний "разыграли" фирмы этой группы, не принимаются оценить даже эксперты. Известно, что речь идет о миллиардах гривен.

При этом, как писала "Экономическая правда", в отношении фирм, которые связывают с "ГазУкраина-2009", даже заводились уголовные дела. Однако следователи со временем неизменно теряли интерес к этим расследований. Таким же образом исчезали в вечности многочисленные акты налоговой, которая не раз подозревала фирмы группы в фиктивности.

Правда сам молодой бизнесмен все время категорически опровергал все обвинения и утверждал, что занимается исключительно легальным бизнесом и в гораздо более скромных объемах, чем ему приписывается. Более того, Курченко неоднократно заявлял, что не имеет никаких высоких покровителей.

При этом сам Сергей Курченко официально не имел никакого отношения к самой "ГазУкраина-2009" и ее сопутствующим структурам. Он не был записан ни основателем, ни руководителем.

Все эти вещи стали известными общественности, в частности, стараниями журналистов с UMH. И во время подготовки ими материалов в медиа-сообществе стала появляться неприятная информация о скупке журналистов. Якобы на рынок выбрасывались огромные деньги, чтобы вышеперечисленные "страшные слова" были забыты. И определенный успех такая тактика имела.

Затем начался процесс, который заслуживает быть предметом научного исследования. За несколько месяцев 27-летний неизвестный харьковчанин начал превращаться в настоящего олигарха и стремительно легализировать свой бизнес.

Был приобретен ФК "Металлист", проведенный ребрендинг "ГазУкраина-2009" в группу с пафосным названием "Восточноевропейская топливно-энергетическая компания", сокращенно - "ВЕТЭК". Был приобретен Одесский нефтеперерабатывающий завод у российского гиганта "Лукойл" и сеть автозаправок в Германии.

Буквально за полгода Украина получила нового олигарха, контролирующего целый ряд солидных "потоков".

Была только одна проблема - Курченко категорически отказывался от общения с прессой. Просто наотрез. Он ехал, как танк, не желая давать никаких объяснений. А вопросов накопилось очень много. Доходило до того, что "инакомыслящих" журналистов не допустили на первое публичное мероприятие с участием Курченко - запуск работ на Одесском НПЗ.

Но новый статус владельца фабрик-заводов обязывает к публичности. Наверное, венцом легализации Курченко стало интервью журналу "Корреспондент", где новоявленный олигарх рассказал историю о некоей "харьковской мечте" и не услышал ни одного острого вопроса.

"Я начал работать курьером в 15 лет в компании" Экспогаз ". Компания занималась газом, сетью заправок, установкой газового оборудования. С 16 до 20 лет я был менеджером по продажам. То есть, 11 лет правильно, активно, системно занимался работой" , - рассказывал 27-летний бизнесмен.

По словам Курченко, в 2004 году он начал бизнес, имея 200 тыс. долларов, заработанных в "Экспогаз" и частично взятых в кредит, а уже в 2008 году его бизнес имел оборот в 300 млн долларов.

Конечно, выбор каждого, верить ли этой истории о мальчике-курьере, который мгновенно стал респектабельным бизнесменом. Но следует помнить, что через месяц после выхода этого интервью стало известно, что "Корреспондент" продан самому Курченко вместе со всем UMH.

Учитывая все вышесказанное, судьбу изданий холдинга нетрудно спрогнозировать. Стоит процитировать заявление главного редактора журнала "Forbes" Владимира Федорина, сделанное сразу после обнародования информации о продаже издания:

"Я считаю продажу "Forbes " Украина концом проекта в его нынешнем виде. Я убежден, что покупатель преследует одну из трех целей (или все три сразу):

1) Заткнуть журналистам рот перед президентскими выборами,
2) Отбелить собственную репутацию,
3) Использовать издание для решения вопросов, которые не имеют ничего общего с медиа-бизнесом ".

И Федорин, очевидно, прав.

Рекламная монополия

В последнее время сложилась более интересная ситуация на специфическом рынке интернет-рекламы. В частности, интернет-СМИ успешно продают свои площади под рекламу достижений группы "ВЕТЭК" Сергея Курченко и приближенных структур. Например, ФК "Металлист".

Но общеизвестно, что существует и другой вид рекламы - отрицательный. Это поле для заработка так называемых "конфликтологов", бизнес которых строится на конфликтах между различными бизнес или политическими группировками. Грубо говоря, это антиреклама, которую заказывают конкуренты.

По данным участников рекламного рынка, в последнее время в интернет-СМИ можно разместить исключительно положительную рекламу Курченко. Негативную - почти невозможно. Метод очень прост - заливка деньгами.

Тем, кто размещает негативные баннеры по Курченко, сначала угрожают судом и почему-то антимонопольным комитетом. А потом предлагают выкупить чуть не все рекламные места на длительное время или просто компенсацию.

Недавно с таким явлением столкнулась "Украинская правда", которая размещает любую рекламу и отказывается брать деньги за снятие баннеров других клиентов. Через посредников нам предлагали по меньшей мере в 5-6 раз больше, чем сумма, которую мы получим за баннеры оппонентов Курченко - только чтобы антирекламы на Курченко на сайте не было.

Однако в этой жизни не все продается и не все можно купить.

Редакция пыталась получить комментарий по поводу ситуации на рынке рекламы от представителей группы Курченко. Однако их пиарщик Юрий Каплуненко в личном разговоре заявил, что он "на отдыхе" и отказался от комментариев. Телефоны пресс-секретаря "ВЕТЭК" Елены Мочалов также не отвечают.

Конечно, антиреклама - не лучшее явление. Но своеобразная монополизация рынка, когда благодаря финансовым ресурсам "выдавливаются" конкуренты, тоже является неправильной. Тем более, учитывая происхождение ресурсов, которые берутся там, где здоровой конкуренцией не пахнет.

Очевидно, похожей есть и логика приобретения UMH. Во-первых, "не можешь победить - возглавляй". Во-вторых, в Украине принято считать, что наличие медиа-активов магическим образом обеспечивает определенную неприкосновенность. В-третьих, это ресурс для политических и деловых войн.

Лечить себе головную боль за такие деньги - не лучший выход с экономической точки зрения. Относительно неприкосновенности подробнее может рассказать Валерий Хорошковский в Монако, который имел целый "Интер". А вот войны - это более реальная цель.

Собирая информацию о том, с кем воюет Курченко на рекламном рынке, мы рассматривали как минимум три версии. Все они имеют имена главных конкурентов "младоолигарха" на нефтегазовом рынке - Игорь Еремеев, Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский.

Как утверждают различные информированные источники "УП", главной конкурирующей фирмой Курченко сейчас выступает условная группа "РосУкрЭнерго" под началом бизнесмена Дмитрия Фирташа, вице-премьера Юрия Бойко и главы администрации президента Сергея Левочкина.

Там следует искать истоки попыток разместить антирекламу Курченко в украинских СМИ. Мотивов очень много. Начиная от попыток влезть в импорт российского газа, что издавна является вотчиной Фирташа, заканчивая долгами приближенных к молодому бизнесмена структур перед "Нафтогазом", который контролируется Бойко.

При этом Бойко, по нашим данным, серьезно поддерживает руководитель президентской администрации. И это уже накладывается на еще одну битву одной и той же войны - между Левочкиным и первым вице-премьером Сергеем Арбузовым.

Собеседники утверждают, что именно Арбузов и министр доходов Александр Клименко стоят за спиной Курченко. Впрочем, последний категорически это опровергает.

В более общих категориях это можно назвать войной между "Семьей" и "газовиками", которая постепенно входит в активную фазу. Ее апогеем должны стать президентские выборы 2015 года, где, очевидно, главными конкурентами будут патриарх "Семьи" Виктор Янукович и выдвиженец "газовиков" Виталий Кличко.

И ставки очень высоки. Ведь "младореформаторы" вместе с "младоолигархом" прекрасно понимают, чем обернется для них поражение Януковича. Очень маловероятно, что им простят все то, что они натворили.

С другой стороны, "газовики" и другие олигархи прекрасно понимают, что их ждет в случае победы Януковича. Окрыленная успехом "Семья" их просто "разорвет".

Поэтому главный редактор "Forbes", очевидно, совершенно прав. Рассматривать UMH в качестве бизнес-проекта новых владельцев было бы очень наивно. У них совсем другой бизнес, совсем другие объемы и совсем другие задачи.

Поэтому уважаемые издания страны имеют все шансы стать банальным минометом, которым будут бить по позициям конкурентов на президентских выборах и по бизнесу. К сожалению, это будет вполне соответствовать стилю поведения этих людей.

А внимательно следя за этой ситуацией, граждане имеют шансы составить представление об объемах денег, которыми ворочает "младоолигарх" и сравнить их с официальной биографией мальчика-курьера и заявлениями об отсутствии покровителей и прозрачном бизнесе.


Сергей Щербина, УП




Другие новости по теме:
Зачем Сергею Курченко остановленный завод Зачем Сергею Курченко остановленный завод
Нацкомиссия по морали решила вопрос Интернет-СМИ. Мнением Интернет-СМИ не п ... Нацкомиссия по морали решила вопрос Интернет-СМИ. Мнением Интернет-СМИ не п ...
Количество Интернет-пользователей Украины превысило число 7,7 млн. человек. Количество Интернет-пользователей Украины превысило число 7,7 млн. человек.
 
| |
 
 



Новости







Free counters!